Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шемякин михаил михайлович

Энциклопедический словарь

Шемякин Михаил Михайлович - I

(1908-1970), один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).

II

(р. 1943), живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1980 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-88; серии: «Туши с натюрмортом», 1986, «Мясник», 1987), серий литографий («Чрево Парижа», 1977; к балетам И. Ф. Стравинского, 1989; к произведениям В. С. Высоцкого, 1991; «Карнавалы Санкт-Петербурга», 1992), скульптурных произведений («Ребекка с маской», 1977; серия «Карнавал Санкт-Петербурга», 1986; памятник Петру I в Санкт-Петербурге, начало 90-х гг.). Государственная премия Российской Федерации (1993).

Большой энциклопедический словарь

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р. 1943) - российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-1988, серии: "Туши с натюрмортом", 1986, "Мясник", 1987), серии литографий ("Чрево Парижа", 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., "Карнавалы Санкт-Петербурга", 1992), скульптурных произведений ("Ребекка с маской", 1977, серия "Карнавал Санкт-Петербурга", 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).

-----------------------------------

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве) - российский художник. Сформировавшись в среде "неофициального искусства", стал одним из самых популярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров "Мира искусства", а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему "магически" преображаются (как в цикле "Чрево Парижа", 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего "метафизического синтеза" форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В.

В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку "Современная русская живопись" в Париже, 1976), издал альманах "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективная выставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея "Дом Нащокина": Каталог выставки. М., 1994.М. Н. Соколов ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (1908-70) - российский химик, один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).

Полезные сервисы

шемякин михаил михайлович (живописец)

Энциклопедический словарь

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (живописец) - ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (р. 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), 1984-1988, серии: «Туши с натюрмортом», 1986, «Мясник», 1987), серии литографий («Чрево Парижа», 1977, к балетам И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) , 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., «Карнавалы Санкт-Петербурга», 1992), скульптурных произведений («Ребекка с маской», 1977, серия «Карнавал Санкт-Петербурга», 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).* * *

ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО), стал одним из самых популярных в России современных художников.

Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк).

Становление стиля художника

Петербургский модернизм (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) и петроградский авангард (см. АВАНГАРДИЗМ) , творчество мастеров «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), а с другой стороны - П. Н. Филонова (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич) - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) , стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма (см. КАРНАВАЛИЗМ) как особого направления в русской изокультуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии (см. ЛИТОГРАФИЯ), он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему «магически» преображаются (как в цикле «Чрево Парижа», 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего «метафизического синтеза» форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изоёА֐Րݐؐ٠и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич), Ф. Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (художник)) и современных мастеров.

Начиная с «Классической испанской эпиграммы» 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева (см. МАМЛЕЕВ Юрий Витальевич) и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (см. ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович) (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.

Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского «неофициального искусства» (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку «Современная русская живопись» в Париже, 1976), издал альманах «Аполлон-77», объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).

В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая «метафизические» рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).

Полезные сервисы

шемякин михаил михайлович (химик)

Энциклопедический словарь

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (химик) - ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (1908-70), российский химик, один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).

Полезные сервисы